В понедельник на официальном сайте Росрыболовства в разделе "Проекты нормативно-правовых актов" появилась новая, если не ошибаюсь, третья, версия закона "О любительском и спортивном рыболовстве". По словам главы ведомства Андрея Крайнего, это и есть компромиссный вариант, за который ратовали некоторые рыбаки, в том числе и ваш покорный слуга.
Даже беглый просмотр документа позволяет согласиться с главой Росрыболовства. Если я правильно понял, рыболовные участки (РУ) теперь могут выделяться только "на обособленных водных объектах и водных объектах, утративших рыбохозяйственное значение". Что такое "обособленный объект"? Можно с уверенностью сказать лишь то, что это точно не река (думаю, разъяснения даст Росрыболовство в ближайшее время), а водоемы, не имеющие рыбохозяйственного значения в Астраханской области, - это городские каналы. В общем, главного, против чего поднялись рыбаки, а это РУ на реках, крупных озерах и водохранилищах, теперь не будет. А если РУ и будут выделяться, то в состав комиссии вместе с чиновниками должны входить представители общественных организаций в соотношении 50:50.
В новом законе теперь есть понятие "карта рыболова", без которой мы не сможем на законных основаниях ловить рыбу (ориентировочная стоимость - 300-500 руб. в год, по словам Крайнего). В проекте закона прописаны категории граждан, которым эта карта будет предоставляться бесплатно. Это пенсионеры, инвалиды и "жители муниципальных образований, в границах которых расположен водный объект или к границам которого он примыкает", т.е. если я правильно понял, жители сел и городов могут ловить рыбу в пределах своих населенных пунктов бесплатно, вернее, карту они получат бесплатно, но иметь её будут обязаны.
Если же вы захотите половить рыбу вдали от мест, где вы прописаны, карту придется покупать. Странно, почему в льготную категорию не попали дети, вполне вероятно, просто забыли. Проект обещают вывесить на сайт Фонда общественного мнения и до 19 сентября каждый желающий сможет внести свои предложения.
К сожалению, как это обычно бывает в наспех подготовленных проектах, хватает нестыковок и неясностей, есть и принципиальные вещи, которые будут определять в дальнейшем эффективность этого закона и то, как к нему отнесутся простые граждане. В первую очередь простых граждан будет волновать, куда пойдут деньги? Согласно проекту деньги будут аккумулироваться в федеральном целевом фонде и расходоваться на "управление, изучение, сохранение и воспроизводство... а также на рыбохозяйственную мелиорацию".
Вот тут, как говорится, и "зарыта собака", о которой очень хорошо сказал в своем блоге один из учредителей "Со-юза рыболовов России" Павел Наволокин, кстати москвич: "И, скорее всего, в ратовании за федеральную фиш-карту есть куда более весомая причина, которую г-ну Крайнему совсем не хотелось публично озвучивать: ведь в случае введения федеральной карты ежу понятно, что Росрыболовство получит контроль за собранными таким образом средствами и, что еще более важно, - контроль за их перераспределением.
А это уже дорогого стоит - поиметь возможность рулить каким-то финансовым потоком. Т.е. желание г-на Край-него понять можно, только вот будет ли такой способ аккумуляции и дальнейшего распределения средств наи-более эффективным для дела - большой вопрос.
И, наконец, еще один, умозрительный так сказать, довод за региональный подход к фиш-картам. Если обратить внимание на зарубежный опыт по этой части, то, по-моему, довольно очевидно, что в первую очередь имеет смысл приглядеться к странам, сходным с Российской Федерацией по размеру территории, разнообразию климатических поясов (т.е. условий естественного обитания водных биоресурсов), ощутимому различию в экономической развитости и плотности населения в разных регионах. Таких стран на самом деле немного, и прежде всего это США.
А в Соединенных Штатах фиш-карты (правда, там они называются "лицензиями") имеют строго региональный характер, при этом разница в их стоимости может отличаться в разы: от, например, $8,50 в штате Делавер и $11 в Северной Дакоте до почти $44 в Калифорнии... И, судя по тому, что на скудность рыбалки американцы как-то не жалуются (по крайней мере, мне не доводилось о таком слышать), система вполне работоспособна и эффективна. Понятное дело, что в нашей стране всё может, как всегда, упереться в непосредственную реализацию, точнее - реализаторов, но то, что законодательно необходимо прописать тот принцип су-ществования фиш-карт, который действительно будет отвечать интересам сохранения и приумножения наших рыбных богатств и при этом учитывать экономико- социальную специфику нашей страны, по-моему, вполне очевидно".
Что меня ещё очень смутило, так это формулировки типа "управление, изучение и сохранение", под которые можно подогнать и покупку "Лексусов" для чиновников Росрыболовства (они же управляют) и содержание таких организаций, как КаспНИРХ, а также расходы на рыбоохрану и прочее. Нет уж, извините, только на воспроизводство и мелиорацию, с чем господин Крайний был согласен во время неформальных наших бесед.
В общем, есть ещё над чем поработать и тут должны проявлять активность не только общественники и журналисты, но и региональные власти, депутаты. В данном случае интересы региона практически полностью совпадают с интересами его населения. Особенно это актуально для Астраханской области: кончится рыба, москвичи поедут в другое место, а нам здесь жить.