WhatsApp Бронирование без посредников
Акватория:
Бассейн
Проживание ч/с:

История астраханских морозов в дельте

В дельте Волги произошла катастрофа. В январе встал лед! Как достать рыбу из-подо льда - непонятно. Я тут привык ловить на спиннинг и растерялся. Чего делать-то?

С раннего утра 4 января до меня стали доходить безрадостные вести. Слишком уж зловеще звучал прогноз погоды. Мол, зимняя рыбалка состоится и под Астраханью вот-вот встанет лед! И тогда - спасайся, кто может! Каралатские браки, не сговариваясь, бросились спасать свои снасти и, надо сказать, не напрасно. Пятого утром лед, как и обещали, встал. Ну, встал и встал - через неделю другую растает, наверное. А я пока отсижусь в тепле: вроде рыба в холодильнике есть, с голоду не помру. Подумаешь, неделя! Лед обычно через неделю сходит. Это в Антарктиде лед, а в Астрахани - ледок. И пока я успокаивал себя так, прошло двенадцать дней. Все эти дни холод и не думал отступать. Лед на Створненской банке крепчал день ото дня. Диковинный лед, прозрачный и толстый. 6 января он еще потрескивал под пешеходом, но уже 12 января по нему уехали в сторону раскатов первые мотороллеры.

15 числа выпал снег. До этого дня снега не было вообще, но теперь картина за окном приняла совсем уж зловещий и угрожающе незнакомый вид.

Шестнадцатого я и вовсе из дома не выходил. На улице зажигала такая метель, что жители Сахалина, наверное, обзавидовались бы. Препротивнейшая погодка.

Доедая поздно вечером 16 января последнего окуня из своих уже бывших запасов жратвы, я, проклиная море Лаптевых, раскладывал перед собою пасьянс из твистеров. Оставаться и дальше без рыбалки и, соответственно, без рыбы было не реально. Рассчитывать на то, что лед растает до завтрашнего утра, уже не приходилось: на термометре было всего лишь около нуля. Оставалась надежда на не замерзающие ни в какие морозы промоины, ходу до которых, по моим предположениям, было не менее двух часов.

Катастрофа случилась 17 января. Рано утром столбик термометра опустился к отметке минус 29 градусов! Всего за несколько часов! В тот момент, когда я узнал об этом, мне показалось, что мороз ударил сразу во все места. Ударил так, что у меня в голове даже мозг замерз. Ни одной полезной мысли на тот счет, что делать?!

Этот день я провел, лежа на кровати. Депрессировал. Укрылся четырьмя одеялами, и буквально слышал, как замерзает вода в водопроводе, как вороны на ветках ближе сдвинули нахохлившиеся тела, как завыли подбирающиеся к человеческому жилью волки. Очевидно было, что если непоправимое произойдет с электричеством, со всеми включенными обогревателями сразу, то быть беде.

На следующий день, 18 января я почему-то все еще верил в спиннинг. Буквально заставил себя собраться и зашагал в направлении там где раскаты Астрахани и места предполагаемых промоин. Лед под моими ногами был таким, что казалось, должен был бы выдержать груженый "Камаз". И в итоге, ни одной промоины я не увидел. Почти тридцатиградусный мороз не оставил мне ни одного шанса. За день прошел километров тридцать и все безрезультатно. Вчера еще, видимо, были промоины кое-где на быстринах, но сегодня от них остались лишь темные пятна свежего льда. Удивило и небывалое количество выпавшего снега. По всему было видно, что зима не шутила.

У нас в доме на двери в кладовую давно уже висел огромный плакат, на котором мужик стоит на коленях возле пробитой во льду лунки и держит в руках обрубок удочки. И над мужиком надпись: "Рыбинка 1997. Приезжайте к нам в Брейтово, у нас ловят все!" Рыбы, правда, на фотографии не было, по-видимому, мужик только пришел на место и поймать рыбу просто не успел. Хотелось бы так думать, что он не успел. Хрен его знает, где находится эта Рыбинка, и как там с рыбой обстоят дела. Меня терзали смутные сомнения касаемо подледной рыбалки. Такая рыбалка в дельте Волги казалась мне вздорной и вымышленной. Кто бы мог подумать, что я в Астрахани доживу до такого дня, когда пойду лед сверлить. А завтра ведь придется сверлить, по любому. Более того, если в тот же день не поймаю рыбу, останется мне лишь закрыть все окна и двери и бежать из камышей на большую землю.

Бежать не хотелось. Я перевернул все вверх дном и нашел один-единственный нежно-зеленого цвета ледобур, происхождение которого объясняла засохшая на его шнеке и ножах земля. Года два назад им сверлили дыры на участке, устанавливая в них столбы для будущего забора.

Смешной удильник в руках у мужика с неведомой Рыбинки напоминал обломок спиннинга с куском рукоятки. Чего-чего, а спиннингов в доме хватало. Ставки были слишком высоки, поэтому я выбрал "Ламигласс" - он казался мне чувствительнее прочих - и обрезал его ровно настолько, чтоб он был похож на удочку с плаката. Древнючую проводочную катушечку прикрутил изолентой к удильнику и намотал на нее метров пятьдесят лески диаметром 0,35 мм. Набрал разных блесен и прочих приманок из своих спиннинговых коробок, рассчитывая завтрашним днем выяснить, на что будет лучше клевать.

Однако еще вечером меня стали посещать мысли касаемо предстоящей рыбалки. Если назвать это рыбалкой и сравнить ее со спиннинговой ловлей, то я вовсе не сидел бы сейчас вот, накануне вечером, таким идиотом. Даже рассердился немного на себя. Надо было сумничать чего-нибудь, принять решение, куда идти, откуда и почему.

19 января я с утра вышел на лед, уже все решив. Сомнения возникли только относительно того, брать с собой мешок для рыбы или нет. Примета такая: как возьмешь - ничего не поймаешь. Тогда я назло взял два мешка, терять мне, как говорится, было нечего. Морозец стоял слегка за двадцать. Не знаю, как там рыба себя чувствовала, но с этим ледобуром я чувствовал себя дураком. Одет как полярник и саночки за собой качу - срамота! Рыба, уже с конца октября изменив своим летним привычкам, стала смещаться поближе к местам зимовки. Уходила с раскатов, поднималась выше по течению, пробиралась в глубину камышей по узким, труднопроходимым протокам и канавам. Этот факт существенно облегчал мою задачу. До первого из таких мест, где еще в декабре на спиннинг ловили щук и окуней, рукой было подать. И дальше, буквально на каждом шагу таких мест было немало, и вряд ли за это время, за какие-то две недели с того момента, как встал лед, что-то изменилось.

Первую лунку сверлю, будто я поставил лодку на стыке двух проток. Для надежности встал на том месте, откуда еще недавно забрасывал спиннинг, и прикинул на глаз то место, где обычно клевал окунь. В этом месте и просверлил. Не скажу, что тяжело сверлить, но ощущение было такое, будто летчика истребителя пересадили на трактор. Немного взгрустнулось. Бур к тому же какой-то дурацкий попался, мало того, что ножи тупые и хрен знает, как их наточить - они еще и кривые, так что крутить бур приходится в раскоряку.

Пробурил я, значит, эту лунку, опустил в нее небольшую колеблющуюся блесну и подождал немного. По идее, на неподвижную блесну рыба не должна реагировать. Начал поддергивать, как джигом поддергивают в отвес. Мне даже показалось, что на пятом или шестом подергивании был контакт. Тут же соображаю, что кастмастер будет получше колебалки, по крайней мере, на кастмастер летом всегда поймаешь окуней больше, чем на колебалку, тем более - в отвес. Только кастмастер в лунку опускаю, тут же следует несильный тычок в руку и через мгновение я вытаскиваю на лед килограммового окуня. Судя по раскрасу, окунь давно в этом месте и мало двигается.

Если судить по форме тела, то этот окунь из многочисленной стаи, у таких окуней плавники и хвост покрупнее, чем у одиночек. С этой же лунки поймал одного за одним еще несколько таких же окуней и несколько - чуть меньшего размера. Окунь постоянно перемещается, но на очень ограниченном пространстве. Я обсверливаю весь участок дна, на котором ловится окунь, он теперь как черное пятно метров 10 на 15. Если выйти за границы этого пятна, то поклевки прекращаются. Лучший клев и самый крупный окунь в середине пятна, точно как и летом, никаких загадок вроде бы нет.

А что же щука? Я на какое-то время совсем забыл про нее. Прикинул так: окунь за косой, на мели, но не на свале - это значит, щука даже не по краю камыша, а в камыше, иначе пятно окуня смещалось бы неминуемо. Дальше: если внимательно изучить линию камыша, всегда найдутся дырочки, в которые щуки высовывают морду на линию атаки. Удивительно, но и со льда эти дырочки угадывались легко. Кастмастер с задачей по выманиванию щуки из камыша справился, но не с первого раза. Приходилось делать не менее десяти взмахов удильником на каждой лунке, после чего следовал неожиданный рывочек, щука пробовала блесну и, если вдруг не засеклась, то следующую попытку повторяла опять же взмахов через десять. Не слишком она активна, придется ее тщательно просчитывать. В какое-то время дня, с утра или, что более вероятно, перед началом вечерних сумерек, она должна выходить из камыша, так происходит поздней осенью: на короткое время, но щука выходит. А уж когда она выходит, она злая и голодная, как местные собаки. Волки у нас не такие голодные, как щуки, вышедшие из камышей. За волков я не переживаю, волк обойдет меня стороной: у него и среди баранов всегда выбор неплохой.

На следующий день, 20 января, я пошел в сторону раскатов по протоке, изобиловавшей корягами, и поймал много разной рыбы, аж за три захода ее пришлось оттуда вывозить. Ушел начинающим пингвином, а вернулся с уверенностью в том, что из спиннингистов получаются неплохие подледные блеснильщики, или как там это называется. Зимнее блеснение чем-то похоже на ловлю спиннингом. Даже скорострельность одинаковая: примерно шесть окуней в минуту. Так что в итоге ничего нового я для себя не открыл. Мне так кажется, что если бы лед не встал, было бы куда лучше. Спиннингом, кроме меня, в дельте Волги ловят многие, а лунки я сверлил совсем один - скукотища!

21 января заметно потеплело, аж до минус десяти. Это теперь называется оттепелью! Но зато метели такие на два дня закружили, что я избиение рыбы решил прекратить по собственному желанию. Летом бы я себе такое едва ли позволил. Это ж чистая халатность - пропустить один день рыбалки, тем более - два. Целый кузов мотороллера можно рыбой наполнить за два дня. Кстати, мотороллер придется купить. Я слышал, на севере без мотороллера на правильной рыбалке не обойтись. Только называется он там то ли "Буран", то ли "Вьюга". "Вьюга" - правильное название, это как раз то, что у нас сегодня 22 января за окном. На улицу выйти никакой охоты нет. Вот сижу, ломаю голову над тем, как точить кривые ножи для дурацкого бура. Черт бы ее побрал, эту зимнюю рыбалку!