В ближайшем времени контроль над деятельностью предприятий, которые добывают рыбы больше, чем разрешено по квоте, будет осуществляться посредством применения камер наружного наблюдения. Областное руководство Астраханской области намерено добиться высокого уровня заработной платы и, как следствие, большего объёма налоговых отчислений в казну региона. Впрочем, официальные представители рыболовецкой отрасли пока что очень слабо представляют себе, как это будет действовать на практике. Низкий уровень заработной платы.
Чиновники Астраханской области то и дело заявляют о чересчур низких налоговых отчислениях, совершаемых рыболовецкими предприятиями региона. Так, по сравнению с первым полугодием 2012 года в году текущем объём поступлений в среднем снизился на 4%. В то же самое время согласно заявлению Виталия Шведова – областного министра финансов – с 38 до 47% увеличилось количество предприятий, на которых средний уровень заработной платы составляет 7 тысяч рублей. И это ещё далеко не всё – количество рыбных предприятий со средним уровнем зарплаты от 7 до 21 тысячи рублей в подотчётном периоде снизилось с 51 до 44%. И это далеко не предел.
Областное агентство по рыболовству и рыбоводству выполнило задание по налогу на прибыль всего лишь на 24%, тогда как по НДФЛ этот показатель был выполнен только на 76%. По словам Виталия Шведова средний размер зарплаты по итогам 5 месяцев едва превысил 11 тысяч рублей – это самый низкий уровень, которая принимается во внимание в официальной статистике. По словам чиновника наиболее вероятными причинами является переход на серую зарплату. Либо же намеренная задержка уплаты подоходного налога. И это всё ещё без учёта предприятий, которые классифицируются, как субъекты малого бизнеса.
По сравнению с прошлым годом у некоторых предприятий размер отчислений по НДФЛ сократился более чем на 50%. Отчасти это объясняется тем, что подавляющая часть рыбколхозов содержит на своём балансе различные объекты социальной инфраструктуры. По словам Олега Григорьева – руководителя областного агентства по рыболовству и рыбоводству – эти затраты непроизводственного характера ложатся тяжким бременем на финансовые показатели предприятий, косвенным образом сказываясь и на зарплатной составляющей.
Отдельно нужно отметить отсутствие спроса на некоторые виды рыбной продукции. По словам Олега Григорьева на многих предприятиях в холодильных установках находится большое количество рыбы, которое по тем или иным причинам не было реализовано. Так, в частности в этом году объёмы продаж щучьей икры заметно сократились.
Низкая стоимость обеспечения правопорядка в рыбном хозяйстве
По мнению Константина Маркелова – председателя областного правительства – промышленники Астраханской области преднамеренно не заявляют в официальных документах значительную часть своего улова. Например, рыбаки предприятия отлавливают щуку, положенную норму декларируют, а всё остальное хранится до наступления подходящего момента времени. В дальнейшем она сбывается различными нелегальными методами.
По сведениям агентства по рыболовству в настоящее время на территории Астраханской области действует примерно 10-15 предприятий по минимальным квотам отлова – всего-навсего несколько тонн рыбы в год. При этом Олег Григорьев настаивает на необходимости введения госконтроля во время непосредственного лова.
В результате многократных совещаний и диспутов председатель областного правительства на полном серьёзе выдвинул идею, согласно которой контроль над выловом рыбы осуществлять с помощью камер наблюдения. Своё пожелание Константин Маркелов объяснил тем, что предприятия с минимальной квотой спокойно могут отловить 500 кг рыбы за одни сутки. Как только будет достигнут позволенный предел, квота закрывается, и рыбаки идут заслуженно отдыхать. Таким образом, и закон будет соблюдаться, и природ перестанет испытывать на себе варварское отношение со стороны человека. По словам чиновника покупка, установка и подключение видеокамеры к каналу связи контролирующего органа стоит сущие копейки.
В самом ближайшем времени на заседании оперативного штаба будет обсуждаться, каким образом будут оборудованы рыболовецкие судна контролирующей видеоаппаратурой. Как обстоят дела на практике
В свою очередь представители рыболовецкой отрасли Астраханской области считают инициативу подобного рода малоэффективной и сложной для воплощения в жизнь. По словам Андрея Маркина – председателя ассоциации рыбодобывающих предприятий региона – он не представляет себе, как видеонаблюдение в режиме online будет осуществляться на всей огромной территории Северного Каспия. Вместе с тем глава ассоциации согласен на любые контролирующие инициативы областной власти за исключением давления на рыболовецкий бизнес. К тому же он признаёт, что проблема превышения квот вылова более чем актуальная для Астраханщины – отдельные предприятия умышленно нарушают закон, тем самым подставляя исполнительных предпринимателей.
По словам Руслана Ажбаева – заместителя председателя рыбколхоза «Имени 20-го партсъезда» - маловероятно, что данная инициатива будет эффективной. Дело в том, что далеко не во всех местах отлова рыбы возможна установка видеокамер. Причина – банальна: отсутствие источника электропитания. Да и каким образом будет осуществляться фиксация перелова рыбы тоже не ясно – не будут же объективы видеокамер направлены прямо на весы судна. Если, к примеру, рыбаком будет выловлено 100 кг рыбы, а в них 10 представителей разных пород, то какие-то из них точно не будут попадать под ограничения по вылову.
Управляющий делами ООО ПКФ «Волжский простор» Павел Рябов согласен со словами Руслана Ажбаева – он также в недоумении относительно того, как видеокамеры будет фиксировать случаи перелова. От этой инициативы областного правительства вряд ли можно ожидать какого-либо действенного эффекта.
Вместе с тем, по словам Андрея Смирнова – председателя колхоза «Путь Ленина» - астраханские рыбаки готовы производить отлов рыбы под прицелом видеокамер, если чиновники так уж сильно этого хотят. По его словам на большинстве предприятий отрасли области нет абсолютно никаких нарушений. Да и скрывать им собственно нечего. Вторит ему и инженер по рыбодобыче предприятия, заявивший о том, что весной этого года всего в общей сложности было выловлено только лишь 23% от допустимого объёма. По его словам рыба в этом году просто не шла на нерест. Как следствие, не было ни леща, ни сазана, ни тем более судака.