Как известно, в зону западных подстепных ильменей входят части территорий Икрянинского, Лиманского и Наримановского районов общей площадью 400 тысяч гектаров. Это — 60 населённых пунктов, в которых проживают около 120 тысяч человек. Ранее обводнение осуществлялось по 22 естественным протокам, отходящим от реки Волга с востока на запад на расстояния до 100 км. Пополнявшиеся за счёт обильных паводков ильмени промывались и служили надёжным водоисточником для населения, сельского и других отраслей хозяйства, а также нерестилищами. В последнее десятилетие эта зона обводняется только в многоводные годы, в связи с чем водоёмы усыхают, теряют рыбопромысловое значение. Резко упала продуктивность угодий, идёт интенсивный процесс деградации земель. Ухудшение мелиоративной обстановки связано, прежде всего, с резким изменением водного режима, вызванного созданием каскада электростанций на Волге, строительством авто- и железнодорожных магистралей.
Чтобы спасти от экологической катастрофы уникальные ильмени, главы трёх районов решили объединить усилия и стали стучаться во все инстанции. Именно по их инициативе в нашем районе была недавно проведена научно-практическая конференция «Современное состояние водообеспеченности и пути оптимизации хозяйственной деятельности в зоне западных подстепных ильменей». Она была организована при содействии Думы Астраханской области, региональных министерства сельского хозяйства, службы природопользования и охраны окружающей среды, Астраханского госуниверситета, КАСПНИРХа, Астраханского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Каспийской рыбопромышленной компании «Юленаст». В большом зале администрации района собрались представители исполнительных и законодательных органов власти, прокуратуры, науки, общественности. В составе оргкомитета — Д.Н. Катунин, эксперт ФГУП «КАСПНИРХ», В.Г. Кузьменко, прокурор природоохранной прокуратуры Астраханской области, К.С. Черников, первый заместитель главы МО «Лиманский район», и другие.
Глава Лиманского района Я.А. Феньков в своём выступлении отметил, что в результате регулярно проводимой администрацией МО «Лиманский район» оценки состояния ЗПИ для принятия первоочередных мер по пропуску воды, разработки планов строительства и ремонта гидротехнических сооружений и расчистки водных трактов вырисовывается следующая картина. В 2010 году 21 тыс. га ильменей района (58,2%) находилось в удовлетворительном состоянии, 8,7 тыс. га (24%) были полусухими, 6,3 тыс. га (17%) практически сухими. Избежать экологической катастрофы позволила многолетняя работа администрации по привлечению средств министерств сельского хозяйства, природных ресурсов на расчистку и дноуглубительные работы. С 2007 по 2011 годы привлечено более 697 млн рублей. Несмотря на значительные финансовые ресурсы, выделяемые на мелиорацию, решить проблему обводнения ЗПИ в полной мере не удаётся. В этом году, учитывая очень низкий и непродолжительный паводок, ситуация ухудшается.
Чтобы не допустить катастрофических последствий, администрацией района совместно с минприроды, министерством сельского хозяйства запланирован объём мероприятий по оздоровлению зоны ЗПИ до 2020 г. ориентировочной стоимостью 2,5 млрд руб., из которых только 114,4 млн необходимо затратить на подготовку проектно-сметной документации. Однако, её наличие ещё не даёт гарантии того, что работы будут проведены в необходимом объёме. Причиной являются имеющиеся дороги, газопроводы, при строительстве которых не было учтено их влияние на пропуск воды. Организовать работу под этими объектами очень сложно. Неоднократные обращения администрации в газовые службы, управление «Автодор», Приволжскую железную дорогу не дают результата. В то же время завалки под газовыми переходами, замытые трубы под дорогами препятствуют пропуску воды. Не желают эти организации брать на баланс свои ГТС. «Природоохранной прокуратуре необходимо больше внимания уделять пропуску воды через линейные сооружения естественных монополий. Сколько предписаний было выписано за последние годы в адрес газовой службы, железной дороги, управления «Автодор»?» - сказал Я.А. Феньков. И привёл характерный пример, касающийся северо-западной части Восточненского водного тракта — ильменей Исинкурта и Бочкарёвский.
Водоисточником здесь является первый ильмень, расположенный в Наримановском районе и являющийся прудовым хозяйством. В 2006 г. из-за отсутствия воды администрацией МО «Басинский сельсовет» было принято решение разваловать дамбу, препятствующую пропуску воды в ерик Мошка и далее к станции Басинской. Однако, пользователь ильменя Исинкурта подал в суд на решение администрации, выиграл процесс. И теперь МО «Басинский сельсовет» выплачивает штраф в размере 500 тыс. рублей. Тем не менее, основной водоток системы — ерик Мошка — был расчищен, что позволило наполнить ильмени Большой и Малый Бирюковский паводковой водой. Но дальше по водотоку расположены железнодорожный мост, автодорога Басы-Буруны с ГТС на ней. Отметки дна под железнодорожным мостом и высокое расположение труб под автодорогой не позволяют пропустить в полном объёме паводок, что приводит к деградации ильменей Берковский, Малиновский, Бочкарёвский.
«В ближайшее время при помощи службы природопользования и охраны окружающей среды, министерства сельского хозяйства области необходимо доработать проектно-сметную документацию на строительство шлюза-регулятора на автодороге Астрахань-Махачкала в районе с. Заречного на ильмене Шавуча-Харнур, - подчеркнул в своём выступлении глава Лиманского района. - Без этого работы откладываются на неопределённый срок. Учитывая низкие паводки последних лет, есть смысл вернуться к практике заполнения ильменей силами ФГУ «Управление «Астраханмелиоводхоз», для чего следует электрифицировать Восточненскую и Заречненскую насосные станции. Считаем необходимым подготовить обращение участников конференции в правительства области и Российской Федерации о необходимости в срочном порядке выделить деньги для экологического оздоровления водоёмов силами «Астраханмелиоводхоза», подключить к этой работе и депутатский корпус».
По мнению администрации нашего района основные проблемы, а именно: низкий уровень и небольшая продолжительность паводка, недостаточная пропускная способность ГТС и водных трактов, предоставление ильменей под прудовые хозяйства без учёта интересов сельского хозяйства, населения и окружающей природы, отсутствие эффективных рычагов воздействия на естественные монополии, линейные сооружения которых не пропускают паводковую воду, финансирование ФГУ «Управление «Астраханмелиоводхоз» без учёта экологического оздоровления зоны ЗПИ, - помогло бы решить создание службы, координирующей природоохранную, природопользовательскую деятельность на территории ЗПИ. В функции данного органа должно входить осуществление мониторинга экологического состояния водоёмов, осуществление надзора за хозяйственной деятельностью субъектов природопользования, согласование на выделение водоёмов претендентам, внесение предложений по изъятию не эффективно используемых водных объектов или прекращению хозяйственной деятельности, приносящей вред окружающей среде, подготовка предложений по восстановлению природного баланса территории, её комплексному использованию. С интересом присутствующие выслушали выступления представителей исполнительной власти Икрянинского и Наримановского районов, науки, которые поделились мнениями по поводу катастрофического положения в зоне западных подстепных ильменей. А ведь здесь находятся не только естественные нерестилища, водоёмы, используемые для производства рыбы, подачи воды для сельхозугодий и бытовых нужд, но и заказники с особым режимом пользования водным фондом и землями сельхозназначения.
Прокурор В.Г. Кузьменко сообщил, что в ходе проверок установлено: постановлением губернатора Астраханской области от 29.02.2000 г. утверждена комплексная программа повышения водообеспеченности зоны западных подстепных ильменей на 2000-2010 годы, финансируемая, в основном, из областного бюджета за счёт средств, поступающих от платы за пользование водными ресурсами на территории области. В частности, в рамках данной программы в 2003-2004 годах построены гидротехнические сооружения на реках Дарма и Шушай, обеспечивающие пропуск вод в зону ЗПИ. Заказчиком проектирования и строительства выступал комитет природных ресурсов Астраханской области. В связи с принятием нового Налогового кодекса РФ, плата за пользование водными объектами поступает в федеральный бюджет, в связи с чем финансирование мероприятий, предусмотренных программой, из бюджета области прекращено. В 2005-2006 годах по указанной причине средства из областного бюджета на реализацию положений данной программы не выделялись. На сегодняшний день отсутствует целевая региональная программа, предусматривающая выполнение и финансирование природоохранных мероприятий по сохранению уникального природного комплекса зоны ЗПИ.
Вместе с тем результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что обеспечение государственной поддержки для сохранения этих ильменей является необходимым, поскольку их функционирование зависит от искусственно созданного комплекса гидротехнических сооружений, которые, зачастую, являются бесхозными, находящимися в аварийном состоянии. В этой связи Астраханской межрайпрокуратурой с привлечением специалистов управления Ростехнадзора по Астраханской области, ВКТУ Росрыболовства, органов исполнительной власти проводится работа по постановке бесхозных ГТС на государственный регистрационный учёт с целью последующего обеспечения их безопасности за счёт средств федерального и регионального бюджетов. Весенние пропуски воды в последние годы не отвечают необходимым требованиям рыбного и сельского хозяйства региона, поскольку не выдерживаются необходимый объём стока и продолжительность половодья, тем самым обводнения нерестилищ, что привело к многомиллиардному ущербу.
Вышеперечисленные факторы также повлияли на изменение в данной зоне гидрологического режима, сократив площадь нерестовых массивов, приводя к пересыханию и засолению многих ильменей, снизив сельскохозяйственную продуктивность и рыбохозяйственную значимость, а также затруднив обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества.
В итоге обсуждения проблемы было принято решение, которое направлено в Правительство Астраханской области и Федеральное агентство водных ресурсов.