WhatsApp Бронирование без посредников
Поиск
Направление:
Район:
Вид:
Удаленность:
Акватория:
Бассейн
Проживание ч/с:

В регионе намерены переломить ситуацию популяции ценных видов рыб

На заседании областного рыбохозяйственного совета прозвучал ряд заявлений, крайне важных для повышения отдачи от рыбной отрасли и восстановления популяции ценных видов рыб. Несмотря на то, что в прошлом году объем вылова увеличился с 40 до 50 тыс. тонн, ситуация радовать не может: промысловое усилие стало больше, а уловов в расчете на один невод – меньше. Касательно состояния рыбных запасов на заседании царило настроение “пациент скорее мертв, чем жив”. Если это не исправить в ближайшее время, нам грозит участь Европы: по три часа ждать поклевки жалкого карася.

В последние годы астраханцы со все возрастающим раздражением констатируют катастрофический упадок популяций пресноводных рыб. Воблы, в косяк которой еще в прошлом веке можно было воткнуть весло и оно стояло, в прошлом году поймали менее 3 тыс. тонн (100 лет назад – 200 тысяч). Судака в 1930-е ловили до 80 тыс. тонн, сегодня – не более тысячи. Аналогично и с популяцией сазана. Уменьшаются размеры рыбы, она теряет в весе, что негативно сказывается на ее репродукции. Словом, как подчеркнул гендиректор КаспНИРХа Геннадий Судаков, ситуация такова, что дальше ехать некуда. Интенсивность промысла возросла на 70% (в прошлом году на лов вышло 600 механизированных звеньев), а добыча в расчете на невод – падает. Еще в 1980-е добыча хищников (сом, щука) составляла не более 10% улова, сегодня – 40%. Еще немного, они доедят оставшуюся рыбу, следующая стадия – мертвая река.

“Это не сгущение красок, а констатация факта, - заявил губернатор Александр Жилкин. - Когда мы хищников доловим, в дельте останутся одни черепахи”. Вина за такое состояние дел не только нашего поколения; после того, как перегородили плотинами реку, наука продолжала выдавать рыбакам прежние объемы вылова, рыба не успевала восстановиться.

Добило «волжское серебро» поистине варварское поведение энергетиков на протяжении последних лет, когда они «обеспечивали» убийственные попуски воды. В этом году гневные высказывания с мест – от буквально ограбленных регионов (только в нашей области убыток от «энергоориентированных» попусков ежегодно оценивался в 1,2 млрд. рублей) наконец смогли переломить ситуацию, паводок обещали нормальный. Да не слишком ли поздно?

Губернатор уверен, что пока еще нет, хотя мы балансируем на грани. Исчезновение только одного вида повлечет кардинальное изменение флоры и фауны водоемов, а что будет, если исчезнут несколько? Тогда уже, какие усилия ни предпринимай, зарыбить Волгу будет невозможно. Глава региона объявил о старте программы по восстановлению популяции четырех наиболее депрессивных видов рыб: судака, сазана, воблы и леща. Планируется выйти на объем выпуска в реку молоди этих видов со всех рыбоводных заводов и нерестовых хозяйств до 800 млн. штук в год, причем не 2-граммовых мальков, которых пожирает хищник (промотдача от такого воспроизводства не превышает процента), а 150-граммовых. «Нам нужно всего три года, чтобы восстановить популяцию и довести добычу до 60-70 тыс. тонн, это же не слоны, биологический цикл у рыб короткий», - заметил Александр Жилкин, добавив, что в дальнейшем мероприятия будут введены в систему. «Деньги на это есть, работать бесплатно не будете», - заверил он рыбников.

На заседании неоднократно подчеркивали, что для решения проблемы необходима слаженная работа. По словам помощника руководителя тер-управления Росрыболовства Владимира Карпенко, если в правила рыболовства не внести ограничение на вылов рыбакам-любителям, а для авандельты не создать щадящих условий – через полтора года вобле скажем «прощай». Руководитель тер-управления Сергей Грошев призвал усилить пропаганду среди молодежи, ведь в селах все знают, кто браконьерит, у кого есть подпольные холодильники: нужно развенчать романтический ореол этих лиц. Природоохранный прокурор Валерий Кузьменко предложил звонить ему даже ночью, если кто-то из контролеров будет вымогать у рыбаков на тонях рыбу. А губернатор напомнил рыбопромышленникам, что в прежние годы 30% рыбаков «отсидели» за мухлеж с уловами, и пообещал вернуть эту практику. «Если я еще раз услышу, что на бударку в сезон пришлось 250 килограммов, а остальное ушло налево, виновных сотру в порошок», - пообещал он.

Конечно, применяться будут не только карательные меры. Недавно назначенный руководитель агентства по рыболовству Олег Григорьев сообщил, что с этого года из общей площади выкоса растительности на рыбоходных каналах в 25 тыс. гектаров пять тысяч будет возложено на турфирмы, особенно актуальна эта работа в Волго-Ахтубинской пойме, где сегодня промрыбаков нет. А Геннадий Судаков предложил во время интенсивного хода воблы объявить на несколько дней «каникулы» - прекратить работу неводов, чтобы рыба смогла пройти на нерест. Владимир Карпенко высказал мнение, что необходимо либо ввести редкую ячею в сетях, либо ловить воблу осенью, по остаточному принципу. Губернатор пошел еще дальше, сказав, что не исключает введения полного запрета на вылов воблы на год-другой. По итогам заседания «каникулы» решено ввести уже в эту путину, остальные предложения доработают с участием корифеев промысла.

Словом, необходимо сделать все, чтобы сохранить редчайший бриллиант – нашу дельту. Пока мы еще являемся центром вылова вкуснейших пресноводных рыб. Однако наши 40-50 тыс. тонн вылова выглядят мизером на фоне 300 млн. тонн по всей России (в основном это за счет добычи в море на Дальнем Востоке), наш голос слишком слаб на этом фоне. Поэтому никто, кроме нас самих, не спасет нас, это наша работа, ее следует сделать по-астрахански, пропустив через сердце, - такой пафосный лейтмотив звучал на заседании совета. Оно оказалось необычным в том плане, что вопросы сохранения рыбных запасов затмили темы производственные, которые обычно были первыми при начале путины.

Тем не менее наиглавнейшей задачей для промышленников губернатор назвал глубокую переработку или хотя бы разделку продукции. «Объемы вылова увеличились, но я не заметил, чтобы хоть на копейку выросла добавленная стоимость», - сказал он, в очередной раз сыронизировав по поводу манеры отправлять за пределы региона мороженую рыбу в мешках. «В Москве шесть перышек (плавников. – Д.Б.) за 2,5 тысячи подают к пиву, с головы щуки можно при желании тысячу рублей получить, а вы филе за 50 рублей считаете великим достижением», - бичевал Жилкин промышленников. По его мнению, поэтому-то средняя зарплата рыбаков – 9,5 тыс. рублей, что в полтора раза ниже, чем в соцсфере, поэтому в селах не видно красивых домов, а рыбаков, удрученные скудными заработками, сплавляют улов «налево».

В валовом региональном продукте доля рыбодобычи – 0,7 процента: вот так рыбный край! «От всего сельского хозяйства в прошлом году мы получили 128 млн. рублей налогов, при том, что в Год села безвозмездно направили на развитие отрасли миллиард. Если вы так и дальше станете работать, лучше раздать деньги жителям», - пригрозил губернатор. По той же теме высказался президент союза предприятий «Каспрыба» Андрей Маркин, сообщив, что на астраханском сырье рыбоперерабатывающие заводы Липецка, Воронежа и Москвы зарабатывают в год более полумиллиарда рублей. Он предложил сделать упор на крупные компании, способные стать кластерными центрами для мелких ловецких фирм, которые сдавали бы им рыбу на переработку.

Весьма интересная новость прозвучала касательно морского лова на Каспии, который в прошлом году попросту заглох. «Из 50 тыс. тонн квоты в прошлом году освоили «слезы» - 2,5 тыс. тонн. Слышать не хочу, что нет рыбы или нет флота, – нет бизнеса», - жестко сказал губернатор. Он заметил, что долго уговаривал рыбников, но пришло время брать ситуацию в свои руки, чтобы обеспечить морскую добычу. По его словам, уже создано «под флагом науки» государственное предприятие, которое этим займется, формируется «килечный» флот, подбираются специалисты из Мурманска, с Черного моря и Дальнего Востока – свои, астраханские, по мнению главы региона, «устарели даже не по возрасту, а интеллектуально». «Полагаю, нам удастся взять 30-40 тыс. тонн кильки и кефали, пока вы сидите и ждете у моря погоды», - сказал он.

Одно губернаторское «спасибо» промышленники все же услышали – за выращенные прудовыми хозяйствами 15 тыс. тонн товарной рыбы. В следующем году ожидается получить 17 тысяч тонн, так что без рыбы не останемся. Занимаются этим 154 хозяйства, в основном экстенсивным методом: запускают рыбу в пруды, где она растет сама по себе, давая урожайность 4-5 центнеров с гектара. Происходит это по причине не столько лености, сколько дороговизны кормов (до 40% стоимости рыбы). Впрочем, некоторые уникумы (например, КФХ «БАМ») все же подкармливают своих карпиков, добиваясь урожайности 16-18 центнеров. А в одном рыбопитомнике, кстати, вывели новую породу – карп астраханский. Так что не все у нас щи лаптем хлебают.

Дмитрий БОРОВСКИЙ, обозреватель «Волги» 17.03 Волга: №35

Материалы:
ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ:
ГОЛОСОВАТЬ:
елав 22.03.10 16:27
целиком и полностью согласен.просьба набиратьв рыбоохрану честных людей а не таких с которыми мы столкнулись в августе на Герасимовке \Ахтубинск\
ОТВЕТИТЬ
↑ -1 ↓

Страницы: [1]


Ваше имя:*

Ваша почта:


Комментарий:*

Всего просмотров: 6343   Сегодня: 2
Источники: