WhatsApp Бронирование без посредников
Поиск
Направление:
Район:
Вид:
Удаленность:
Акватория:
Бассейн
Проживание ч/с:

Про туризм - хороший и плохой

Автор Маяк дельты 23 сентября 2009 г.

В прошлом номере газеты под рубрикой «Точка зрения» было опубликовано интервью и.о. главы администрации Камызякского района Э.А. Шайхгасанова под названием «Туризм в дельте: благо или зло?».

Эта публикация вызвала неоднозначную реакцию читателей «Маяка дельты», особенно тех, кто имеет отношение к данной отрасли. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию выступление на эту же тему председателя Совета охотопользователей Астраханской области, председателя комиссии по проблемам охотничье-рыболовного и познавательного туризма, биолога-охотоведа А.Г. Бочарникова. Почему туристы едут в какие-то определенные места? Чтобы получить то, что они хотят.

А чего они хотят? Давайте порассуждаем или спросим у самих туристов которые приезжают на отдых в Астрахани. Например, покататься на горных лыжах. Для этого, как минимум, и этот минимум первостепенный, нужна гора и на ней снег. Все остальное - сопутствующее этому виду отдыха: комфортабельные отели, налаженное качественное разнообразное питание, магазины одежды, прокат лыжного оборудования, автомобильные дороги, аэропорты и т.д., и т.п. Это все, конечно, важно, но все-таки второстепенно. И вся эта инфраструктура совершенно бессмысленна, если нет горы и снега.

Или еще один пример. Турист хочет хорошо отдохнуть – просто ничего не делать, валяться на солнышке, дышать свежим воздухом и т.д. Что для этого нужно? Как минимум, и это главное, комфортабельный климат, все остальное: и красивые пейзажи, и солнце, и песок – это элементы, сопутствующие приятному климату. Можно еще приводить тысячи примеров-ассоциаций. К чему я все это? Да к тому, что дельта Волги и особенно ее водно-болотные угодья – уникальное явление мирового масштаба. И интерес туристов к ней - как местных, так и гостей со всего мира - состоит в ее уникальности.

То есть в ее разнообразном животном и растительном мире. За этим-то туристы и едут к нам – для рыбалки, для охоты и для впечатлений от красот лотоса. И это главное, все остальное - приложение к этому главному. Представьте себе, что в дельте нет рыбы, нет птиц, нет лотоса, поедет ли кто просто отдохнуть? Думается, что нет. Климат у нас, мягко сказать, не комфортный для отдыха. Зимой – слякоть, изморось, туман и ветер. Летом – жара, пыль, мошки и комары. Сидеть день и ночь под кондиционером, с невозможностью даже ночью подышать воздухом – такая перспектива вряд ли привлечет отдыхающих. Отдыхать поедут в Турцию, потому что тепло, комфортно, теплое море и дешево, или на какие-то острова в океане. Не надо обольщаться и на счет переориентации потока туристов в историко-археологическую сторону.

Может быть, местные археологи нашли на территории Самосдельского сельсовета что-то подобное египетским пирамидам, идолам острова Пасхи или древним развалинам Майя?!. Что-то не слышно никакого мирового ажиотажа. Идея в принципе хорошая, но пока совершенно утопическая. Даже активное посещение египетских пирамид обусловлено тем, что совершенно рядом теплое море, мягкий климат, огромная сеть пятизвездочных отелей и огромный комплекс сопутствующей инфраструктуры. Все это стоит сотни миллиардов долларов. И все это делала целая страна со строгой ориентацией на этот вид туризма. Это делает Турция, это делает Египет, это делают все страны, которым богом даны какие-то достопримечательности.

Делают все, кроме нашей страны. Камызякскому району волею судьбы дана уникальная дельта с ее видовым многообразием, и уже вложены сотни миллиардов рублей в развитие рыболовного и познавательного туризма. На чем надо сделать акцент в краткосрочной и долгосрочной перспективе развития туризма в Камызякском районе? Конечно, на главном, а главное, как вы поняли, наличие рыбы в дельте. И для рыболовного туризма главное - не поймать и съесть эту рыбу, а чтобы она клевала, т.е. процесс ловли.

Почувствовали разницу? И как-то некорректно ставить в одну линейку по степени влияния на рыбные запасы промышленный лов и туристические базы. Как можно сравнивать сотни тысяч тонн выловленной, десятки тысяч тонн загубленной и выброшенной из секретов, столько же разворованной рыбы у промрыболовства и десятки тонн пойманной туристами и большей части опять выпущенной на свободу рыбы?.. Какая же нужна программа развития туризма? Инфраструктура приема туристов - рыбаков и охотников на разных уровнях (средний, высокий и высочайший) создана.

Открылись и открываются разной степени комфортности и, естественно, цен турбазы. Осталось совсем малое – разработать «правила игры» или правила ведения этого бизнеса, и это - прерогатива власти. Но вот парадокс, как раз это малое до сих пор не делается. Но как вы знаете, в природе не бывает пустоты. Произошло то, что в этой ситуации должно было произойти, то есть «правила игры» создали сами игроки, и правила такие – никаких правил. Пример. Из 500 турбаз в Астраханской области, так или иначе занимающихся охотно-рыболовным туризмом, полностью легальных - 100 (т.е. 20%).

Да и из этих ста налоги платят в полном объеме 10 (т.е. 10%). В конечном итоге всего 5% турбаз, несмотря ни на что, ведут себя цивилизовано на этом рынке услуг. О какой здоровой конкуренции может идти речь? Как заставить всех платить налоги, вопрос риторический. Можно его и так поставить: «Как заставить всех исполнять закон». Только системой наказаний и поощрений. Неуплата налогов – это преступление, и за это преступление нужно отвечать. Другое дело, как упорядочить посещение дельты туристами. Вот здесь ситуация намного сложнее.

Единственный выход – разработка концепции устойчивого развития (УР). Иными словами, создания такого влияния человека на природные ресурсы, при котором сами природные ресурсы не истощаются, а наоборот, делаются богаче и многообразнее. На этом этапе, т.е. разработке концепции УР, должны включиться специалисты-профессионалы, а не чиновники.

Несомненно, и это факт – дельта Волги имеет благоприятный мировой имидж, как одна из самых лучших территорий для любительского и спортивного рыболовства. Этот «раскрученный», как говорят рекламисты, бренд нарабатывался не одно десятилетие, и в основном туристическими компаниями, здесь работающими. В этот процесс «раскрутки» ими уже вложено около 15 млрд. рублей и ежегодно привлекается в регион 5-6 млрд. рублей. Строятся новые турбазы, повышается качество услуг и комфорта гостиниц. То есть идет бурное развитие отрасли – отрасли «приоритетной» для развития экономики России. Но в последние годы создается впечатление, что эта отрасль экономики в нашей области никому не нужна.

Проблемы, которые существуют на этом поле, не анализируются и, естественно, не решаются. Умышленно это делается или нет, но отрасль постепенно и динамично загоняется в угол. Доходит до смешного – туристов, т.е. рыбаков-любителей с удочками - обвиняют в оскудении рыбных запасов. При таком подходе ни о каком истинном развитии отрасли и мечтать не приходится. P.S. Александр Георгиевич Бочарников разработал свою концепцию развития туристической отрасли в нашем регионе. С ее основными позициями он познакомит участников круглого стола, посвященного проблемам туризма, который состоится 2 октября в нашем районе. Мы расскажем об этом в ближайших номерах «Маяка дельты». А вас, дорогие читатели, приглашаем к диалогу. Если вы неравнодушны к родному краю, природе, пишите в редакцию: 416340, г. Камызяк, ул. М.Горького, 71а.

Материалы:
ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ:
ГОЛОСОВАТЬ:


Ваше имя:*

Ваша почта:


Комментарий:*

Всего просмотров этой страницы: 1. Сегодня: 1
Источники: